
Проект выполнен в соответствии с Градостроительным и Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», региональными и местными нормативами градостроительного проектирования, другими законами и нормативными актами.
В процессе проектирования была изучена и использована стратегия социально-экономического развития городского округа Сызрань.
Проект внесения изменений – это стратегический документ, который определяет, в каком городе люди будут жить через 10 лет. Главная задача проекта заключается в том, чтобы сделать жизнь людей намного лучше.
После утверждения Проекта все решения о том, где размещать дома, детские сады, промышленные предприятия и спортивные школы, строить мосты и разбивать парки, должны приниматься только в соответствии с Генеральным планом.
Важнейшими частями проекта являются:
- Положения о территориальном планировании, где указаны:
- планируемые для размещения объекты местного значения, их основные характеристики и месторасположение;
- параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального, регионального, местного значения.
- Карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа;
- Карту границ населённых пунктов входящих в состав городского округа;
- Карту функциональных зон городского округа
Целями Проекта являются:
- Функциональное зонирование городских территорий с выделением жилых, производственных, общественных, рекреационных и других зон для развития всех жизненно важных функций города;
- Приведение в соответствие с требованиями градостроительного и земельного законодательства границ муниципального образования;
- Приведение в соответствие с 10-м приказом Министерства экономического развития перечня и наименования функциональных зон;
- Определение основных параметров развития города, таких как перспективная численность населения, необходимые объёмы жилищного строительства, необходимые для жилищного строительства территории, потребность в объектах социальной инфраструктуры, основные направления развития транспортной и инженерной инфраструктуры;
- Актуализация проектных решений, которые были запланированы и к настоящему моменту, а также учёт новых мероприятий федерального, регионального и местного значения.
1. Анализ демографической ситуации и демографический прогноз

Как уже говорилось выше, численность населения является одним из ключевых показателей проекта. Поскольку, исходя, из численности населения производится расчёт потребности в объектах образования, здравоохранения, культуры, спорта, определяется потребность в новом жилищном строительстве и инженерной инфраструктуре.
Численность населения Сызрани по состоянию на начало 2020 год составила 167,8 тысяч человек. Сызрань это третий по численности населения город в Самарской области.
Действующим генеральным планом предусмотрено увеличение численности города до 182 тыс. человек. Данный демографический прогноз является оптимистичным и не оправдывает себя. В городе продолжается убыль населения. Ежегодно численность населения город сокращается примерно на 2-2,5 тыс. человек. С 1999 года в результате закрытия ряда промышленных предприятий наметилась устойчивая убыль населения, которая продолжается и в настоящее время. За 22 года численность населения городского округа увеличилась на 23,7 тыс. человек.
Учитывая современную тенденцию, проектом внесения изменений предусмотрен пересмотр демографического прогноза. Проектом внесения изменений выбран средний демографический вариант, который предполагает стабилизацию численности населения на уровне 168,1 тыс. человек к 2030 году.
2. Основные направления развития экономики
В основе дальнейшего экономического развития городского округа лежат следующие факторы:
- Выгодное экономико-географическое положение Сызрани на межрегиональном уровне;
- Наличие свободных инвестиционных площадок;
- Транспортный потенциал;
- Историко-культурный потенциал;
- Человеческий потенциал;
- Тот фактор, что Сызрань входит в состав Самарско-Тальятинской агломерации.
Проектом внесения изменений предусмотрено развитие трёх приоритетных направлений развития экономики:
- Промышленность;
- Транспорт и логистика;
- Туризм и рекреация.
Сызрань является крупным транспортным узлом. На его территории расположен железнодорожный, водный и автомобильный транспорт. Город является транспортным узлом, через который проходят транспортные потоки из регионов Урала, Сибири, Дальнего Востока в регионы Центральной России и Северо-Запада, а также с севера на юг и обратно.
Учитывая транспортный потенциал города, проектом внесения изменений предусмотрено размещение транспортного-логистического комплекса в южной части города. Предполагается, что планируемый транспортно-логистический комплекс будет работать в связке с речным причалом, который расположен в районе нефтеперерабатывающего завода и в настоящее время не используется предприятием.
Предполагается, что грузы по Волге будут доставляться речным транспортом до причала. В транспортно-логическом комплексе будет осуществлена их маркировка, упаковка, сортировка, а затем железнодорожным и автомобильным транспортом (по автомобильной трассе федерального значения М5) будет осуществлена доставка готовой продукции во все регионы России.
Таким образом, Сызрань будет развиваться в качества логистического хаба по перевалке грузов с речного транспорта на железнодорожный и автомобильный.
В рамках развития туризма и рекреации проектом внесения изменений предусмотрено сохраннее функциональной в южной части города. Здесь предусмотрено размещение центра активного отдыха и туризма «Волжская сказка». Центр будет состоять из подъёмников, горнолыжных трасс и гостиниц для размещения туристов. Предусмотрено, что комплекс будет функционировать как в зимнее, так и в летнее время.
Проектом внесения изменений предполагается, что промышленность сохранит своё важное положение в экономике города.
На перспективу промышленные предприятия, расположенные на территории города, будут всё больше интегрированы в автомобильный, аэрокосмический, нефтеперерабатывающий и химический кластер Самарской области.
В рамках развития промышленности проектом внесения изменений предусмотрено создание целого ряда инвестиционных площадок в северной и южных частях города. Всего проектом учтено 18 инвестиционных площадок общей площадью 250 га.

Городской округ располагает развитой системой социальной инфраструктуры, куда входят десятки и сотни социальных объектов различных видов и форм собственности.
При этом в социальной сфере существует ряд проблем:
- Ежегодно в Сызрани увеличивается число обучающихся во вторую смену;
- Нехватка учреждений дополнительного образования (особенно в юго-западном жилом районе, южной промышленной части города);
- Общая проблема для всех сфер социальной инфраструктуры, многие объекты имеют высокий износ и требуют капитального ремонта или реконструкции.
Прежде всего, проектом внесения изменений предусмотрено развитие сферы образования.
Проектом внесения изменений в полном объёме учтены мероприятия по развитию сферы образования действующего генерального плана.
Дополнительно проектом учтены мероприятия действующей программы городского округа Сызрань по развитию социальной инфраструктуры, а также учтены объекты, предусмотренные действующими проектами планировки территорий.

В основном в сфере образования размещение новых объектов планируется в периферийных (отдалённых) районах города и в местах нового жилищного строительства.
В сфере здравоохранения проектом внесения изменений предусмотрено выделение площадок для строительства новых объектов, предусмотренных Схемой территориального планирования Самарской области:
- Инфекционный корпус в ГБУЗ СО «Сызранская городская больница № 2» на 100 коек, ул. Астраханская, д. 41;
- Поликлиника детская на 150 посещений в смену, Ульяновское шоссе, д. 2.

В сфере физической культуре и спорта проектом внесения изменений предусмотрено размещения целого ряда различных объектов (спортивные площадки, физкультурно-оздоровительные комплексы). Все панируемые объекты размещены с учётом радиусов пешеходной доступности, будут равномерно расположены по территории города и после строительства охватят почти все жилые районы города.

4. Развитие жилищной сферы
По состоянию на 2020 год общая площадь муниципального образования составила около 4,5 млн. кв. м жилья, из которых наибольшую долю составляют многоквартирные жилые дома (на них приходится 76 %). Оставшиеся 24 % составляют индивидуальные жилые дома.
Показатель жилищной обеспеченности на одного жителя в Сызрани составляет 26 кв. м на человека, что соответствует среднему показателю по Самарской области и Российской Федерации.
На территории городского округа предусмотрена реализация целого ряда площадок под новое жилищное строительство. Данные площадки уже предусмотрены действующим генеральным планом. На большинство из них разработаны проекты планировок, где определены главные параметры будущей застройки (такие как этажность, тип застройки, численность жителей, необходимая инженерная и социальная инфраструктура). Проектом внесения изменений уточняются границы некоторых площадок под новое жилищное строительство.
Стоит сказать о наиболее значимой площадке под новое жилищное строительство. Она расположена в юго-западном районе города (в районе бывшего села Уваровка). Площадь территории данной площадки данной территории составляет порядка 140 га. Здесь планируется застройка среднеэтажными и многоэтажными жилыми домами. Фактически это новый район города, со своей инфраструктурой, рассчитанный примерно на 30 тыс. человек.
Проектом внесения изменений предусмотрен отказ от застройки многоквартирными жилыми домами в исторической части города.

5. Развитие планировочной структуры
Разработанные проектные решения по функциональному зонированию были приняты с учетом земельно-имущественных отношений, разработанных проектов планировок, синхронизации с правилами землепользования и застройки, а также с учетом сложившихся особенностей планировочной структуры городского округа, из которых стоит выделить:
- Расчленённость территории города реками на отдельные районы;
- Наличие большого количества зон с особыми условиями использования территории — санитарно-защитные зоны, санитарные разрывы линий железнодорожного транспорта, магистральных трубопроводов, охранные зоны инженерных коммуникаций, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, водоохранные и прибрежные зоны и т.д.
Нами было проанализировано существующее положение и скорректированы проектные решения генерального плана, в виду того, что многие проектные площадки и функциональные зоны попадают в те или иные обременения для их развития.

Например, проектом изменений предлагается отказаться от реконструкции существующей застройки в пользу многоэтажного жилья в центральном районе с целью сохранения исторического облика города. На территории городского округа находится более 100 объектов культурного значения, большая часть которых была внесена в недавно установленные границы территории исторического поселения города Сызрань. Этот документ был принят в ходе публичных слушаний, и также устанавливает градостроительные регламенты в данных границах — по высотности (не более 4 этажей), архитектурному облику и параметрам здания, соответствующим сложившейся исторической застройке, и т.д.

Учитывая действующее законодательство, зоны с особыми условиями использования территорий отображаются только в материалах по обоснованию, так как они утверждаются другими документами. Нами показываются нормативные, утвержденные и расчетные зоны для обоснования проектных решений.
Проектом предлагаются сохранить следующие мероприятия действующего генерального плана по озеленению:
- благоустройство набережной р. Сызранка в центральном районе от ул. Интернациональная до ул. Набережная;
- на правом берегу реки Сызранка между пер. Застенный и пер. Колхозный разбить парк и благоустроить набережную;
- реконструировать и восстановить для целей отдыха и туризма существующие территории городских скверов и парков;
- реконструировать бульвар на ул. Хвалынской;
- подключить прибрежные территории рек: Волга, Сызранка, Кубра и Крымза к системе ландшафтно-экологического каркаса города.
Таким образом, в городском округе соблюдается нормативный показатель площади озеленения 16 кв.м./чел.

Настоящим проектом предусматриваются изменения в части уточнения проектной границы города Сызрань, посёлков Елизарово, Фомкины Сады, села Кашпир и в части уточнения категорий земель.

6. Развитие транспортной и инженерной инфраструктуры
Проектом изменений сохраняются сложившийся по историческим и природным условиям транспортный каркас города — в его основе лежит прямоугольная сетка улиц, а в некоторых местах она принимает неупорядоченный характер. Данным проектом не предусматривается внесения существенных изменений в мероприятия действующего генерального плана. Нами предлагаются решения по строительству новых улиц с учетом освоения новых площадок 54 км, а также реконструкция существующих (7 км) с учетом возрастающей интенсивности движения транспорта. Помимо этого, предусматривается развитие автобусного сообщения в районы новой жилой застройки. Также проектом учитываются мероприятия, заложенные в Схеме территориального планирования федерации и региона по реконструкции объектов железнодорожного транспорта и внешних дорог, строительству транспортно-логистического центра и речного порта «Сызрань» на базе существующей инфраструктуры порта, организация взлётно-посадочной площадки для нужд скорой неотложной помощи населению.

Проектом изменений не предусматривается значительных изменений по вопросам инженерной инфраструктуры. Предлагается дальнейшее развитие систем инженерной инфраструктуры городского округа для новых потребителей, а также реконструкция существующих сетей в связи с растущими нагрузками и износом.
Основными источниками сохраняются: области водоснабжения – реконструируемый Ивашевский водозабор, Бутырский водозабор, Усинский водозабор, расположенные за пределами городского округа, Ново-Сызранский водозабор, Образцовский водозабор, водозабор Батрацкий выселки, и существующие и реконструируемые водонасосные станции.
В области водоотведения планируется строительство новых канализационных насосных станций и реконструкция существующих. Также предусматривается реконструкция существующих городских канализационных очистных сооружений и строительство новых в пос. Новокашпирский.

В области энергоснабжения сохраняются принципиальные схемы, действующие на сегодняшний день. Основными источниками теплоснабжения сохраняются Сызранская ТЭЦ и существующие и реконструируемые котельные. Источниками газоснабжения города сохраняются две газораспределительные станции ГРС 90 и ГРС 92, расположенные за границами городского округа. В области электроснабжения – предлагается строительство двух подстанций 110 кВ для электроснабжения планируемой жилой зоны и промышленной зоны, и потребуется провести реконструкцию с повышением мощности трансформаторов на одной подстанции 35 кВ. Кроме этого, источниками электроснабжения города остаются ещё 19 подстанций.
