Корректировка нормативов градостроительного проектирования (общее образование)

Корректировка нормативов градостроительного проектирования для общего образования приведена на примере Пермского края (внесение изменений в Региональные нормативы градостроительного проектирования Пермского края, утверждённые постановлением Правительства Пермского края № 459-п от 17.08.2018).

1. Обоснование значений показателей обеспеченности населения

При нормировании объектов общего образования предлагается использовать возрастную структуру населения, поскольку такой подход позволяет учитывать демографическую ситуацию, сложившуюся в каждом отдельно взятом муниципальном образовании Пермского края.

Охват детей средним образованием (10 и 11 классы) в общеобразовательных организациях предлагается определять в соответствии со сложившимся уровнем, так как норма 119 человек на 1000 всего постоянного населения устарела. В 2020/2021 учебном году общая численность обучающихся по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования составила 324,4 тыс. человек при численности населения края 2599,3 тыс. человек, то есть фактически расчетный уровень составил 125 обучающихся на 1000 человек постоянного населения. Статистическим наблюдением отмечается ежегодный прирост общей численности обучающихся, тогда как общая численность населения края сокращается.

В соответствии с прогнозом численности детей, обучающихся по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, содержащимся в государственной программе Пермского края «Образование и молодежная политика», в 2023 г. и 2024 г. указанная численность должна составлять 342502 человек. По прогнозу Росстата (средний вариант) численность населения края на 01.01.2024 г. 2534,5 тыс. человек. То есть уровень значений показателя должен превысить 135 мест на 1000 постоянного населения. Высокий уровень прогнозируемых значений не будет продолжительным, поскольку, начиная с 2015 года, в Пермском крае сокращается общий коэффициент рождаемости (2014 г. – 17,2 родившихся на 1000 человек постоянного населения, в 2020 г. уже только 9,8 родившихся на 1000 человек).

СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (с Изменениями № 1 и № 2) предусматривает следующий относительный норматив: 100 % охват детей начальным общим и основным общим образованием (1-9 классы, 7-15 лет) при обучении в одну смену, охват детей средним общим образованием (10-11 классы, 16-17 лет) при обучении в одну смену должен составлять 75 %. В Пермском крае численность обучающихся, получивших аттестат о среднем общем (полном) образовании по окончании образовательных организаций (государственных, муниципальных, частных) стабильно ниже уровня 75 % от возрастной группы 17 лет. В 2019 г. она составила 11767 человек, в 2020 г. – 12169 человек. Получение среднего общего образования активно совмещается выпускниками общеобразовательных школ с получением профессионального образования.

На 01.01.2020 г. в возрасте 17 лет находились 28678 жителя края, на 01.01.2019 г. 26691 человек, на 01.01.2018 г. 26223 человек. Таким образом, численность лиц в возрасте 17 лет увеличивается, среднее образование в средней общеобразовательной школе было востребовано у 45 и 46 % лиц соответствующей возрастной группы.

Показатель охвата средним общим образованием для определения численности обучающихся в 10-11 классах на перспективу предлагается установить на уровне 60 % от численности возрастной группы 16-17 лет.

Текущий уровень (в 2020/2021 учебном году) значения нормируемого показателя «обеспеченность населения местами в системе общего образования» (число мест в расчете на 1000 человек постоянного населения при обучении в 1 смену) в целом по городской и сельской местности составляет 124 обучающихся на 1000 постоянного населения. В городских общеобразовательных организациях — 126 обучающихся на 1000 постоянного населения, в сельской местности 118 обучающихся на 1000 постоянного населения. Следует также отметить, что доля лиц школьного возраста в городском населении ниже, чем в сельском населении края. Высокий относительный показатель числа обучающихся в городской местности создается за счет миграции детей на учебу в общеобразовательные организации, расположенные в городских населенных пунктах.

С учетом среднесрочного планирования (для градостроительной документации) на десятилетний период (до 2030 г. включительно) целесообразно принять усредненные показатели на десятилетие. При усредненной норме 130 мест на 1000 жителей в целом по Пермскому краю для городов и приравненных к ним населенных пунктов принимается норма 132 места на 1000 постоянного населения, для прочих сельских населенных пунктов – 123 места на 1000 человек постоянного населения. Указанные нормы предлагается использовать при отсутствие сведений о возрастной структуре населения, в том числе при планировании новой застройки.

Перспективы динамики показателя «обеспеченность населения местами в системе дошкольного образования, число мест в расчете на 1000 человек постоянного населения» приняты по наиболее оптимистичному варианту, как сумма произведений численности возрастных контингентов от 1,5 до 3 лет и от 3 до 7 лет на показатели обеспеченности детей местами на 100 детей, отнесенная к численности всего населения края (соответственно, городского или сельского).

Расчеты для перспективных значений показателей по городской и сельской местности (на 2026, 2031, 2036, 2041 годы) по количеству мест на 1000 всего постоянного населения проведены по наиболее вероятному среднему варианту прогноза путем перемножения показателей на 100 детей на детские возрастные группы и деления суммы  произведений на всю численность городского или сельского населения края, соответственно.

2. Показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности

Значения показателя максимально допустимого уровня территориальной доступности определяются в соответствии с п. 2.1.2 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28). Для условий стесненной городской застройки и труднодоступной местности указанные санитарные правила допускают увеличение радиуса пешеходной доступности до 800 м. В качестве основной нормы предлагается сохранить в условиях малоэтажной застройки для II  и III ступеней обучения (основное и среднее общее образование) ранее установленное значение 750 м. Санитарные нормы допускают транспортное обслуживание обучающихся на расстояние не более 30 км в одну сторону. В связи с этим теряет значение ранее утвержденный норматив расчетного показателя максимально допустимого уровня транспортной доступности (в одну сторону) не более 30 минут для сельских населенных пунктов.

3. Размеры земельных участков

Рекомендуемая базовая норма площади земельного участка для объектов общего образования, планируемых к строительству, определена в соответствии с СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (с Изменениями № 1 и № 2). Положение СП 42.13330.2016 о возможности увеличения размеров земельных участков общеобразовательных организаций  «на 30% — в сельских поселениях, если для организации учебно-опытной работы не предусмотрены специальные участки» предлагаем распространить на коррекционные школы, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья. В Пермском крае указанные коррекционные школы являются преимущественно муниципальными организациями. Согласно  методическим рекомендациями (письмо Минобрнауки России от 04.05.2016 № АК-950/02) предлагаются иметь не менее одной отдельной образовательной организации, отдельного класса, отдельной группы по каждому из нарушений развития в субъекте Российской Федерации. Предложение позволит учесть специфику этих организаций в целом, без формирования отдельных нормативов по каждому виду таких организаций.

Изменение № 2 СП 42.13330.2016 допускает размещение зон отдыха, учебно-опытной зоны, игровых площадок (в дошкольных образовательных организациях и при наличии в составе организации дошкольных групп) на эксплуатируемой кровле в зданиях образовательных организаций при обеспечении требований СП 4.13130.2013, СП 17.13330. В состав утверждаемых расчетных нормативов данное дополнение не вынесено, поскольку большинство существующих зданий такой кровли не имеет. Данный вариант решения проблемы дефицита территории может применяться для нового строительства или при реконструкции зданий, расположенных в стесненных городских условиях.

Для объектов, планируемых к строительству, для предварительных расчетов рекомендуемая базовая норма площади земельного участка составляет при вместимости  общеобразовательных организаций:

  • до 400 мест  – 55 кв. м на 1 место,
  • свыше 400 до 500 мест  – 65 кв. м,
  • свыше 500 до 600 мест – 55 кв. м,
  • свыше 600 до 800 мест  – 45 кв. м,
  • свыше 800 до 1100 мест – 36 кв. м,
  • свыше 1100 до 1500 мест – 23 кв. м,
  • свыше 1500 до 2000 мест – 18 кв. м,
  • свыше 2000 – 16 кв. м на 1 место.