Корректировка нормативов градостроительного проектирования для дополнительного образования приведена на примере Пермского края (внесение изменений в Региональные нормативы градостроительного проектирования Пермского края, утверждённые постановлением Правительства Пермского края № 459-п от 17.08.2018).
1. Обоснование значений показателей обеспеченности населения
При нормировании объектов организаций дополнительного образования предлагается использовать возрастную структуру населения, поскольку такой подход позволяет учитывать демографическую ситуацию, сложившуюся в каждом отдельно взятом муниципальном образовании Пермского края.
В соответствии с итоговым отчетом мониторинга системы образования за 2019 г., осуществляемым во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662, услугами дополнительного образования в организациях дополнительного образования в 2019 г. пользовались 173,8 тыс. обучающихся в возрасте от 5 до 18 лет. С учетом численности населения на 01.01.2019 г. в указанной возрастной группе 413,1 тыс. человек на 100 обучающихся в возрасте от 5 до 18 лет имелось 42 места в организациях дополнительного образования. Дополнительным образованием в целом были охвачены 79,7 % детей в возрасте от 5 до 18 лет: 42,1 % на базе организаций дополнительного образования и 37,6 % на базе иных организаций.
В соответствии с государственной программой Пермского края «Образование и молодёжная политика», утверждённой постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1318-п, охват программами дополнительного образования детей в возрасте от 5 до 18 лет в 2024 г. по федеральному проекту «Успех каждого ребенка» должен составить не менее 80 %. Запланировано обучение 256,5 тыс. детей в возрасте от 5 до 18 лет в образовательных организациях (дошкольных, общеобразовательных, дополнительного образования). Численность детей в указанном возрасте по среднему варианту прогноза Росстата для Пермского края может составить 449,65 тыс. человек. Таким образом, общий охват детей дополнительным образованием на базе образовательных организаций составит порядка 57 %.
Согласно методическим рекомендациями (письмо Минобрнауки России от 04.05.2016 № АК-950/02) для городской и сельской местности предлагалась норма 75 мест на программах дополнительного образования в расчете на 100 детей в возрасте от 5 до 18 лет. При этом в городских условиях предусмотрены 45 мест на базе общеобразовательных организаций и 30 мест на базе других образовательных организаций, в сельской местности – 65 мест на базе общеобразовательных организаций и 10 мест на базе других образовательных организаций, или суммарно по 75 мест на 100 детей в возрасте от 5 до 18 лет. Детские школы искусств входят в состав общеобразовательных организаций, размещаемых в городских населенных пунктах.
В условиях предполагаемого нового строительства школ при участии ВЭБ.РФ достигается реализация обучения в 1 смену в большем числе общеобразовательных школ. Это создает возможность реализации программ дополнительного образования на базе общеобразовательных школ в городских условиях. Доля лиц обучающихся во 2 смену в общеобразовательных организациях края в настоящее время превышает 20 %.
Принято решение включить в региональные нормативы уровень обеспеченности по государственной программе 80 мест на программах дополнительного образования в расчете на 100 детей в возрасте от 5 до 18 лет. Расчет по норме 30 мест на 100 детей в городской местности и 10 мест на 100 детей в сельской местности по прогнозной численности населения в возрасте от 5 до 18 лет в 2024 г. не дает требуемых значений 0,1*113,9+0,3*335,7=112,1 мест в целом по Пермскому краю или 24,9 % охвата детей услугами дополнительного образования. Для достижения охвата уровня 45 % необходимо иметь 179,86 тыс. мест в организациях дополнительного образования, что достижимо при уровне 48 мест на 100 детей в городских и приравненных к ним населенных пунктах и 16 мест на 100 детей в прочих сельских населенных пунктах. 35 % охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет услугами дополнительного образования остается для реализации на базе общеобразовательных школ и иных организаций.
Для предварительных расчетов принимается при отсутствии данных о возрастной структуре населения:
- в городской местности на 2024 г. прогнозируется проживание 1940,9 тыс. человек. 0,48*335,7/1940,9*1000=83 места на 1000 человек постоянного населения;
- в сельской местности прогнозируется проживание 613,5 тыс. человек. 0,16*113,9/613,5*1000=30 мест на 1000 человек постоянного населения.
Детские школы искусств предлагается размещать в административных центрах муниципальных образований, в том числе и в центрах муниципальных округов, являющихся сельскими населенными пунктами.
При невозможности размещения организации дополнительного образования в сельской местности рассчитанное по нормативу требуемое количество мест может быть реализовано в виде увеличения вместимости организации дополнительного образования, размещаемой в городском или сельском населенном пункте, являющимся административным центром муниципального образования.
При невозможности обеспечения программами дополнительного образования детей на базе общеобразовательных организаций предлагаем в муниципальных образованиях, столкнувшихся с такой проблемой устанавливать повышенные нормативы количества мест в организациях дополнительного образования.
2. Показатель максимального допустимого уровня территориальной доступности
Транспортная доступность организации, реализующей программы дополнительного образования, (включая организации дополнительного образования) по методическим рекомендациями (письмо Минобрнауки России от 04.05.2016 № АК-950/02) составляет 30 минут в одну сторону для городской и сельской местности от места проживания обучающегося. Эта норма принимается в региональных нормативах, так как программы дополнительного образования реализуются образовательными организациями нескольких видов, а также могут реализовываться на базе домов культуры.
3. Размеры земельных участков
Размеры земельных участков для объектов дополнительного образования СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (с Изменениями № 1 и № 2). не нормируются. В региональных нормативах при планировании нового строительства предлагается определять размеры земельных участков в соответствии с видом организации дополнительного образования и реализуемыми ею программами (по заданию на проектирование).