Корректировка нормативов градостроительного проектирования (дошкольное образование)

Корректировка нормативов градостроительного проектирования для дошкольного образования приведена на примере Пермского края (внесение изменений в Региональные нормативы градостроительного проектирования Пермского края, утверждённые постановлением Правительства Пермского края № 459-п от 17.08.2018).

Дошкольные образовательные организации, дошкольные группы при общеобразовательных организациях, иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, предлагается планировать исходя из численности  контингентов детей соответствующего возраста в зоне обслуживания.

Обоснование:

1) уровень рождаемости в расчете на 1000 постоянного населения по муниципальным образованиям Пермского края различен, различаются характеристики миграционных процессов, следствием этого является неодинаковая доля детей дошкольного возраста во всем населении муниципальных образований.

2) Общий коэффициент рождаемости ежегодно изменяется. В настоящее время происходит процесс спада рождаемости, определенный выходом из основных детородных возрастов значительных по численности контингентов женского населения. В связи с этим в последующие годы в дошкольные образовательные организации будут ежегодно приходить сокращающиеся в своей численности одногодичные возрастные группы детей, а группы детей, достигающие школьного возраста, будут превышать их по численности. Таким образом, потребность в услугах дошкольного образования, присмотре и уходе за детьми будет сокращаться, однако в расчете на численность соответствующих возрастных контингентов детей значения нормируемого показателя должны оставаться стабильными.

В случае отсутствия исходных данных и при новом жилищном строительстве  предлагается применять обеспеченность местами дошкольных образовательных организаций в расчёте на 1000 всего постоянного населения.

1. Обоснование значений показателей обеспеченности населения

Значения нормативных показателей определяются исходя из необходимости сохранения высоких показателей обеспеченности населения услугами дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми, достигнутыми в 2018-2019 годы. В соответствии с итоговым отчетом мониторинга системы образования за 2019 г., осуществляемым во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662, услугами дошкольного образования в 2019 г. на конец года пользовались 163,9 тыс. детей в возрасте до 7 лет, в том числе 23,2 тыс. детей в возрасте до 3 лет. В 2018 г., соответственно, 166,9 тыс. детей до 7 лет, из них 28,8 тыс. детей до 3 лет.

С учетом данных Росстата (статистический бюллетень «Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту» на 1 января 2019 г. и на 1 января 2020 г.) в Пермском крае:

 На 1 января 2019 г.На 1 января 2020 г.
Дети в возрасте от 1,5 до 3 лет, тыс. человек55,4 – всего,
42,5 – в городской местности,
12,9 – в сельской местности
46,3 – всего,
35,1 – в городской местности,
11,2 – в сельской местности
Дети в возрасте от 3 до 7 лет, тыс. человек152,8 – всего,
112,3 – в городской местности,
40,5 – в сельской местности
151,2 – всего,
112,9 – в городской местности, 38,3 – в сельской местности
Таблица 1 — Численность детей дошкольного возраста

Уровень обеспеченности детей разного возраста услугами дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми, определяется:

 На 1 января 2019 г.На 1 января 2020 г.
Дети в возрасте от 1,5 до 3 лет28,8/55,4*100 = 52 %23,2/46,3*100=50,1 %  
Дети в возрасте от 3 до 7 лет(166,9-28,8)/152,8*100=90,4 %, в том числе в городской местности принимается 100 %, соответственно, в сельской местности 25,8/40,5*100= 63,7 %(163,9-23,2)/151,2*100= 93,0 %, в том числе в городской местности принимается 100 %, соответственно, в сельской местности 27,75/38,26*100=72,5 %
Таблица 2 — Обеспеченность детей дошкольным образованием

С учетом приравнивания для рассматриваемого показателя сельских населенных пунктов, являющихся центрами муниципальных округов, к городам и поселкам городского типа, предлагается определить показатель обеспеченности детей в возрасте от 3 до 7 лет в городах и приравненных к ним населенных пунктах в 100 мест на 100 детей, в прочих сельских населенных пунктах в 72,5 места на 100 детей.

Уровень востребованности услуг для возрастного контингента от 1,5 до 3 лет определен на основании указанных выше методических рекомендаций (письмо Минобрнауки России от 04.05.2016 № АК-950/02), где для городских условий предусматривается норма 65 мест на 100 детей (уровень обеспеченности услугой 65 %), для сельской местности – 45 мест на 100 детей (45 %). При применении к соотношению возрастных контингентов детей от 1,5 до 3 лет в городской и сельской местности Пермского края данные нормы дают уровень обеспеченности 60,2 %. Поскольку практикой Пермского края подтвержден уровень востребованности от 50 % до 52 %, рекомендуемый Минобрнауки России норматив может быть пропорционально сокращен до 56 и 39 мест на 100 детей, соответственно.

Норматив, предлагаемый для возрастной группы от 1,5 до 3 лет, определен для городов и приравненных к ним населенных пунктов 56 мест на 100 детей, для прочих сельских населенных пунктов 39 мест на 100 детей.

Рассмотренные нормативы рассматриваются как стабильные на долговременный период и могут не пересматриваться.

По данным «Статистического ежегодника Пермского края, 2020» (статистический сборник) на конец 2019 года численность воспитанников в городах и поселках городского типа составила 134555 человек при соотношении 105 воспитанников на 100 мест в организациях, в сельской местности 33034 человека при соотношении 89 воспитанников на 100 мест. В расчете на все постоянное население потребность в местах при возрастной структуре населения на 01.01.2020 г. определяется:

— в городах и поселках городского типа 134,6*1,05/1973,0*1000=71,6 место, где 1973,0 тыс. человек – численность всего городского населения края;

— в сельских населенных пунктах 33,0/626,3*1000=52,7 место, где 626,3 тыс. человек – численность всего сельского населения края.

Приведение полученных значений для 2020 г. к возрастной структуре 2021 г. дает расчетные значения 68,7 мест на 1000 городского и 50,6 мест на 1000 сельского населения.

Значения показателей в расчете на 1000 человек всего постоянного населения не стабильны. По официальному прогнозу Росстата (средний вариант) начиная с 2022 года прогнозируется ежегодное сокращение общего коэффициента рождаемости в Пермском крае в среднем на 2-3 %. Общая численность детей, пользующихся услугами дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми, будет, соответственно, также сокращаться. Через 3 года в основные группы, формирующие численность воспитанников (от 3 до 7 лет) придут дети, которые в настоящее время еще не родились. Необходима корректировка значений рассматриваемого показателя с периодичностью 3-5 лет.

Демографический прогноз перспективной численности населения Пермского края до 2041 года, состоящий из низкого, среднего и высокого вариантов представлен далее в приложении 2. Он базируется на показателях прогноза Росстата по Пермскому краю (Предположительная численность населения Российской Федерации до 2035 года. Стат. бюлл. М., 2020). Методом передвижки возрастов прогноз продолжен до начала 2041 г. и рассчитана возрастная структура населения (городского и сельского) с детализацией до однолетних возрастных групп, что позволило выделить требуемые для нормирования  возрастные контингенты детей.

Сокращение численности и доли возрастных групп дошкольного возраста прослеживается во всех трех вариантах прогноза. Перспективы динамики показателя «обеспеченность населения местами в системе дошкольного образования, число мест в расчете на 1000 человек постоянного населения» приняты по наиболее оптимистичному варианту, как сумма произведений численности возрастных контингентов от 1,5 до 3 лет и от 3 до 7 лет на показатели обеспеченности детей местами на 100 детей, отнесенная к численности всего населения края (соответственно, городского или сельского).

Например, на начало 2041 г. по высокому варианту прогноза численность всего сельского населения составит 592,0 тыс. человек, в возрасте от 1,5 до 3 лет 8,6 тыс. человек, от 3 до 7 лет 23,0 тыс. человек. Искомый показатель на 1000 всего постоянного сельского населения составит (72,5*23,1+39*8,7)/592,0*1000=34,1 места. Аналогичные расчеты проведены и для других перспективных значений показателей по городской и сельской местности (на 2026, 2031, 2036, 2041 годы).

2. Показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности

Значения показателя максимально допустимого уровня территориальной доступности определяются в соответствии с п. 2.1.2 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28). Для условий стесненной городской застройки и труднодоступной местности указанные санитарные правила допускают увеличение радиуса пешеходной доступности до 800 м.

Санитарные нормы допускают транспортное обслуживание воспитанников дошкольных организаций на расстояние не более 30 км в одну сторону. В связи с этим теряет значение ранее утвержденный норматив расчетного показателя максимально допустимого уровня территориальной доступности для малых сельских населенных пунктов и для всех типов застройки на территории городских округов не более 2,5 км.

3. Размеры земельных участков

Рекомендуемая базовая норма площади земельного участка для объектов дошкольного образования, планируемых к строительству, принята в соответствии с СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (с Изменениями № 1 и № 2).

При вместимости дошкольных образовательных организаций:

  • до 100 мест — 44 метров на 1 место;
  • свыше 100 мест — 38 метров на 1 место;
  • свыше 500 мест — 30 метров на 1 место.